Добавить объект

Экспедиция на озеро Нухул-Гол

2 июня 2016 г.

Пещера Нухул-Гол

Не смотря на то, что расположена она недалеко от Иркутска, в верховьях Китоя, пещера Нухул-Гол до сих пор почти не исследована. Последний раз экспедиция в пещеру проводилась в 1999-м году клубом «АльтоИр», эта поездка закончилась тем, что один из спелеологов на обратном пути, спускаясь с горы, сломал себе ногу.

По некоторым сведениям протяженность ходов Нухул-Гол составляет приблизительно 500 метров. Система из пещеры и озера весьма своеобразна. Летом вход в пещеру незаметен, так как он находится под водой. Но когда зимой уровень воды падает, и пещера осушается, открывается вход в нее.

Дорога к пещере

Путь к озеру оказался непростым. Мы выдвинулись из Иркутска ранним утром. По пути к нам присоединились экипажи из Ангарска и Усолья-Сибирского. В итоге наша экспедиция на пяти машинах состояла из 21 участника, среди них 20 человек и одна овчарка по кличке Аза. После поселка Октябрьского дорога пролегала по труднопроходимым лесовозным дорогам и по зимникам. Из-за сильного снегопада в пути была плохая видимость. Иногда дорогу было трудно найти, и мы несколько раз ошибались на поворотах.

Наконец мы выехали к скале «Подкамень» на берегу реки Китой. С этой точки нам нужно было переправиться через реку. Пещера, как и мы, располагалась по левому берегу реки. Но Китой делает в этом месте крутую петлю, а дороги по берегу нет, рельеф местности не позволил бы ее здесь проложить. Поэтому переправляться нужно было сначала с левого берега на правый, а потом с правого снова на левый, как бы «прорезая» насквозь изгиб реки. Ехать по реке было немного страшно: лед хоть и крепкий, но уже явно подтаявший.

Перед переправой мы перекусили на специально оборудованной площадке. Здось есть и стол, и костровище, и все необходимое для такой остановки. На этом участке пути нас покинули наши попутчики из Усолья-Сибирского, пассажиры «Лексуса». Поняв, что поездка получится не быстрой, а вечером нужно на работу, они вынуждены были развернуться и поехать обратно.

На оставшихся четырех машинах мы осторожно переехали реку. Дальше на пути к цели нас ждало новое приключение — длинный и крутой подъем в гору. Именно здесь пострадал в 1999-м году участник экспедиции «АльтоИра». Дорога к озеру есть, но она была сильно занесена утренним снегопадом, а до нас по ней никто не ездил.

Автомобили друг за другом отказались ехать дальше. Сначала застрял «УАЗ», затем «Кариб». «Лэнд Крузер» какое-то время прополз на лебедке, но в итоге тоже встал. Дальше всех уехала обычная наша «Нива», но и она не смогла преодолеть сложный участок, на котором было очень много снега. Мы оставили машины, и все отправились пешком до озера, до него оставалось около 2-3 километров.

У цели экспедиции

Нухул-Гор — действительно интересное место. Лед на озере замерз не ровно, а в виде воронки, в центре которой находится вход в пещеру. В ледяную щель, которая ведет в пещеру, никто не захотел спускаться без веревок, а их мы оставили в машинах. Один из нас, Илья, осмелился залезть в пещеру, но посетил лишь ее привходовую зону. По времени мы не могли больше задерживаться у пещеры, нужно было возвращаться.

Обратный путь

Нам еще предстояло выкопать застрявшие в снегу машины и как-то развернуть их в обратную сторону. К счастью, благодаря лебедке «Прадо» мы справились достаточно быстро, и в конце концов все участники поездки спустились обратно к реке.

Первая переправа через реку осталась в таком же состоянии, что и была с утра, а вторая часть переправы заметно подтаяла за день, и ее нужно было преодолевать с разгона. Мы снова перекусили на площадке возле Подкамня и до самого дома больше не останавливались. Вернулись домой мы уже после полуночи, в промокшей обуви, но в прекрасном настроении от поездки.

Наш однодневный выезд был больше разведочного характера. Ехать в те места лучше на несколько дней с ночевкой. Местность Нухул-Гор богата достопримечательностями: можно посетить также гору Уныман-Барон, метеостанцию Дабады и ряд других интересных мест в окрестностях. Для этого потребуется больше времени и техника высокой проходимости: джипы, эндуро, снегоходы.

Словом, верховья Китоя ждут новых исследований. Впереди новые поездки любителей активного отдыха из клуба «ИКС» к озеру Нухул-Гол.

Комментарии
comments powered by HyperComments
Яндекс.Метрика